Александр Макаров ответил на вопросы томских журналистов
- Почему Вы, Александр Сергеевич, решили не участвовать в выборах мэра? Ведь юридически Вы имели на это право.
- Я действительно имел право участвовать в выборах мэра, но не стал этого делать по нескольким причинам:
а) В 2004 году, когда я баллотировался на пост мэра, я сказал, что делаю это в последний раз. Причем, говорил это совершенно искренне, так как считаю, что регулярная смена власти (в городе, области, стране и т.д.) – это всегда благо. Как бы ты ни был уверен в своих силах, в потенциале своей команды, ты должен понимать, что непременное желание сохранить себя во власти идет не на пользу твоему городу. И если для тебя важен результат твоей деятельности, а не твоя должность, ты должен принимать это, бесспорно, непростое, но необходимое решение.
б) Мы все прекрасно понимаем, что в нынешнюю репрессивную систему встроены и избирательные комиссии. И даже если бы у меня было желание поучаствовать в выборах, прорваться через их капканы не сможет никто неугодный. Надо быть сумасшедшим, чтобы не понимать этого. Напоминаю о своей попытке участвовать в выборах в Областную Думу. Я честно заплатил залог (весьма немалый), мои доверенные люди собрали все необходимые документы, но областная избирательная комиссия под совершенно надуманным предлогом отказала в регистрации. Думаю, не надо пояснять, что суд, нанизанный на вертикаль власти, подтвердил правоту избирательной комиссии. Единственным утешением было то, что я выиграл пари, поскольку люди, мне помогавшие, были неисправимыми идеалистами и верили, что в России еще сохранились остатки демократии.
- Как Вы оцениваете нынешнюю предвыборную гонку? Почему так много кандидатов, и будет ли конкуренция у Николайчука?
- Нынешнюю предвыборную гонку мне оценивать сложно. Газеты и ТВ не дают полного представления о ходе борьбы. Для того, чтобы ее оценить, надо находиться в городе, в гуще событий. Кандидатов вовсе не много, я думаю, что часть отсеяли с помощью административных методов. Напоминаю, что в выборах мэра 2000 и 2004 годов участвовали по 9-11 человек, поскольку ни на кого не давили, ни с кем не «договаривались» и т.д.
Думаю, что у Николайчука особых проблем не будет, прежде всего, потому, что он прочно встроен в «вертикаль власти». Кроме того, у него была возможность показать себя в деле, и он с этим неплохо справился. Несомненный плюс – это поддержка областной власти, ведь все Томичи понимают, что федеральные деньги идут в город только через область.
Оценивать других кандидатов мне сложно, я их мало знаю, но не сомневаюсь, что все это достойные люди и у каждого есть свои сильные стороны. На мой взгляд, конкуренцию Николайчуку мог бы составить А.Н. Деев. Он достаточно опытный и сильный управленец (напомню, что именно он создавал с нуля систему медицинского страхования в Томской области), изощренный политик, имеющий большой опыт работы в Областной и Городской Думах, да и просто умный человек. Его некоторый популизм исчезнет, как только он столкнется с конкретными проблемами города и поймет, что для решения большинства из них нам просто не оставляют ресурсов. Причем, это не федеральная жадность, а четко отлаженный механизм, чтобы держать нас в узде (вспомните выборы в Госдуму: не проголосуем за Единую Россию – денег из Москвы не получим).
Одним словом, я всем желаю удачи!
- Какова вероятность, что потребуется проведение второго тура?
- Мне кажется (исходя из опыта «выборов» последних лет), что второй тур не понадобится. Посчитают «как надо».
- Примите ли Вы участие в выборах в качестве избирателя? За кого из нынешних претендентов Вы бы отдали свой голос и почему?
- В выборах участие приму, ведь это мой город и я переживаю за его судьбу. За кого буду голосовать, еще не определился, да и не хочу влиять своим мнением на мнение части избирателей.
- Каково Ваше отношение к инициативе Госдумы, которая планирует допускать к муниципальным выборам только кандидатов от партий, а беспартийников только при условии их баллотирования от общественной организации?
- Отношение к этой инициативе Госдумы такое же, как и к остальным подобным. У меня ощущение, что уже в стране запретили все, теперь хотят избавиться от кандидатов-самовыдвиженцев. Если это будет принято, останется нашу Конституцию просто сдать в утиль. У нас любят бороться с любым проявлением индивидуальности, теперь эта борьба перешла на государственный уровень. Хочешь чего-нибудь добиться – только через партию (читай «стадо»). У нас всегда больше боялись одиночек – ими труднее управлять. Сегодня за каждой общественной организацией (в том числе партией) закреплен «куратор» из спецслужб, поэтому через организацию проще решать вопрос о подборе «нужных людей».
- Мэр – это, прежде всего, хозяйственник, а не политик. Кто из кандидатов, по Вашему мнению, какому определению больше соответствует? И какой мэр нужен Томску – политик или грамотный менеджер?
- Мнение, что мэр, прежде всего, хозяйственник, а не политик - из этой же серии. Последние годы оно активно насаждается правящим режимом для того, чтобы окончательно подавить остатки свободомыслия в народе. Режиму необходимо низвести руководителей местного самоуправления до уровня завхозов. Канализация, уборка снега, дороги – это ваше, а в политику не лезьте! Во всех развитых странах местное самоуправление – это основа демократии, а демократия только тогда является эффективным инструментом управления, когда формируется снизу. Кстати, многие насущные проблемы города при прежней администрации удавалось решать именно политическими методами. Именно поэтому мэры-политики уже несколько лет так активно устраняются от общественной жизни. Я убежден – мэр должен быть в равной мере и менеджером, и политиком. Кроме того, чисто технократический подход (мэр – хозяйственник) полагаю, сильно унижает местное сообщество (особенно в таком умном городе как Томск). Нам как бы говорят – с вас достаточно управленца-завхоза, нечего лезть в политику. Все это легко укладывается в методологию нынешней власти – мы «наверху» будем определять политику, а ваше дело исполнять. Унтерпришибеевщина!
В стране, где политические настроения регулируются спецслужбами и ОМОНом, политики на местном уровне вообще не нужны, ни мэры, ни губернаторы. По сути, почти полная аналогия со сталинскими временами: политика должна делаться в Москве, в Кремле, а вы – пешки, должны исполнять и не спорить с мудрым руководством партии и правительства.
- Александр Сергеевич, Вы следите за городскими событиями. Какие первоочередные задачи необходимо будет решить новому градоначальнику? Что за последний год изменилось в Томске - в лучшую и худшую сторону?
- За городскими событиями я, конечно, слежу. Радуюсь, когда что-то получается, огорчаюсь, когда возникают трудности. Сложности могут возникнуть в связи с кризисом, но ведь пережили мы дефолт 98 года, и на городском хозяйстве это практически не сказалось. У нынешней администрации, несомненно, есть правильные шаги, попробую несколько перечислить. Они не стали отбрасывать наши наработки в части генерального плана, развития транспортной системы города, акцента на приведение в порядок объектов социальной сферы и т.д. Достаточно взвешенная кадровая политика - наряду с сохранением большинства работников прежней администрации привлекли новые грамотные кадры (в частности, правильно усилили экономический блок). Актуальна поддержка муниципального транспорта, главное, чтобы она была сбалансирована и ни в коем случае не разрушила существующий частный бизнес на перевозках пассажиров. Мы помним, как в советское время существование только государственного транспорта заставляло нас часами стоять на остановках. Полагаю, что во всех этих положительных изменениях велика роль депутатов Томской Городской Думы, которые работают очень профессионально.
О неудачах городской власти говорить не хочу, чтобы не расценили как злопыхательство, в некоторых СМИ такие попытки уже были. Просто эти неудачи я тоже переживаю, как и любой томич.
- Ваша оценка хода судебного процесса.
- Судебный процесс идет довольно странно. Из выслушанных 30 свидетелей ни один не подтвердил ни одного пункта обвинения против меня. Мало того, ни один из них (в том числе, якобы потерпевшие) не предъявил мне каких-либо претензий. У меня складывается впечатление, что та притянутая за уши доказательная база, которой так гордился наш бывший прокурор, сыплется на глазах. Полагаю, что это начинают понимать и присяжные. Если бы этот процесс шел в нормальной стране, при наличии независимого суда, полагаю, у меня не было бы повода для волнений. Посмотрим. Я верю, что присяжные, как и вообще томичи, тоже умные люди и смогут отличить истину от шаманских заклинаний гособвинителей.
- В последнее время немного информации о Вашем быте - состоянии здоровья и самочувствии, что сейчас читаете, как складываются взаимоотношения с соседями?
- Не буду жаловаться на самочувствие – не привык. Предлагаю самим подумать, как может себя чувствовать человек в 63 года с тем перечнем болезней, который обозначен в официальных документах. Тем более, что местная медицина изначально носит ГУЛАГовский и репрессивный характер. Задача здешним врачам ставится одна – вы должны доказать, что человек здоров (вспомните случай с В. Алексаняном), а ведь это просто то, что стало известно, таких случаев тысячи.
Читаю газеты «Новую» и «Собеседник», иногда и другие. К слову, на мой взгляд, изменились в лучшую сторону, по меньшей мере, два томских СМИ. Это газета «Томские новости» и, особенно, ГТРК. Е.Ульянова просто молодец, наконец-то стало интересно смотреть томский телеканал. Кстати, вот что значит замена устаревших кадров. Про остальные не могу ничего сказать, не успеваю следить.
Читаю много, что-то новое, что-то перечитываю. Перечитал всего С.Долматова, В.Войновича, А.Политковскую, М.Дрюона, М.Семенову, вообще – все подряд. Это даже интересно, когда такой винегрет в выборе. Я всю жизнь читал все, что под руку подвернется. Сейчас взялся за томича Вадима Макшеева «Венчальные свечи». Тонкий и думающий писатель.
С соседями у меня проблем не было и нет, хотя это были люди разного возраста и разных национальностей. В разное время со мной находились китаец, чеченец, армянин и несколько русских парней. За два года не было ни одного конфликта, несмотря на то, что я в быту достаточно тяжелый человек с авторитарными наклонностями. Просто распространенное мнение, что здесь находятся сплошь маньяки, которые только и ждут как бы убить или унизить друг друга, абсолютно неверно. Часто люди относятся здесь с большим вниманием, чем на свободе.
- Михаил Ходорковский как-то сказал, что, находясь в заключении, многое узнал о жизни. А Вы?
- Мне трудно комментировать слова М.Б.Ходорковского о том, что, находясь в заключении, он многое узнал о жизни. Я уже достаточно взрослый человек и не думаю, что могу узнать о жизни что-то новое, тем более, применительно к нашей стране. Я и раньше знал, что существуют глупость, подлость и предательство, но я также убежден, что существуют порядочность, достоинство и верность. Даже наша система не способна поколебать такие базовые понятия. Для того, чтобы не знать, что происходит в наших лагерях и тюрьмах, надо было жить в башне из слоновой кости. А я, как любой советский пацан, рос на улице и, конечно, многое об этом знал, тем более, что практически ничего не изменилось. Может быть, МБХ имел в виду что-то другое? Не знаю.
Бжезинский "Шахматная доска" скачать
управленческая борьба (видео) скачать
Комментариев нет:
Отправить комментарий